Тема: «Этапы жизни человека или от рождения до старости» (4 класс)
Цель: дать представление учащимся о разных периодах человеческой жизни.
Задачи:
- уточнить понимание детей понятий: детство, юность, зрелость, старость;
- развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему»;
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
- формировать умения сочувствовать, сопереживать, принимать людей любого возраста;
- воспитание любви к искусству: живописи, музыке, художественному слову, патриотизма.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Формы: групповая, фронтальная, коллективная
Технологии: педагогическое сотрудничество, развивающая, здоровьесберегающая, игровая, ИКТ
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с описанием возрастных групп, карточки с пословицами и поговорками.
Ход занятия
- Ребята, прежде, чем, узнать тему, сегодняшнего занятия, отгадайте загадку:
Слайд 1 (см. приложения)
- Правильно, это человек. Сегодня мы будем с вами говорить о человеке, как части природы
- В древности люди считали, что у человека есть 4 возраста. Слайд 2 (см. приложения)
- Догадались ли вы, о чем мы будем с вами сегодня говорить и как можно назвать тему нашего занятия? (Ответы детей)
- Верно. Тема нашего занятия звучит так: «Этапы жизни человека или от рождения до старости». Слайд 3 (см. приложения)
- Итак, каждый возраст сравнивали с одним из времен года (весна, лето, осень, зима).
- Как вы думаете, с каким временем года сравнивали:
- Детство - ?
- Юность - ?
- Зрелость - ?
- Старость - ?
Слайд 4-7 (см. приложения)
- Верно, посмотрите на следующий слайд (Слайд 8, см. приложения)
Детство человека - весна.
- Что происходит весной, почему весну сравнивают с детством? Детство, как почва, в которую падают семена. Весной, когда становится теплее, семена начинают прорастать. Так и Человек. Он рождается и начинает набираться сил, как цветок.
Юность человека – лето.
- Какие изменения происходят в природе летом? Почему лето сравнивают с юностью? Летом растения благоухают ароматами и яркими красками. Так же как природа, человек молодеет. Он преображается и становится ярким, красивым и молодым.
Зрелость человека – осень.
- Почему осень в древности считали зрелостью человека? Осенью растениям уже не хватает энергии, так как летом. Деревья и цветы как бы в возрасте. Так же и люди, уже не такие энергичные, но все еще цветут.
Старость человека – зима.
-Как представляли зиму в древности? Почему она ассоциировалась у наших предков со старостью? А зимой все растения, животные и насекомые засыпают. Становятся старыми. Так заведено в природе. И человек стареет.
- А еще возраст человека можно сравнить с четырьмя фазами суток (утро, день, вечер и ночь). Почему?
- Давайте теперь поговорим про каждый возрастной период. Чему учится человек, проходя каждый возрастной период.
Возрастные периоды. Слайд 9 (см. приложения)
Младенчество (Слайд 10, см. приложения)
- Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве осуществляется не иначе, как с помощью взрослого. Ребенок учится сидеть, ползать, к году начинает ходить, говорить первые слова.
Дошкольное детство (Слайд 11, см. приложения)
- На 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", складываться личность ребёнка, он начинает рисовать, лепить, формируются интересы, мотивы поведения.
Школьный возраст (Слайд 12, см. приложения)
- Период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьных знаний.
Юношеский возраст (Слайд 13, см. приложения)
- Возраст перехода к самостоятельности, в этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.
Зрелость (Слайд 14, см. приложения)
- Период жизни человека, в котором он достигает наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии.
Старость (Слайд 15, см. приложения)
- Период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
Физкультминутка
Раз, два — вперед нагнуться. (Наклоны вперед.)
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Руки вверх, потянулись.)
Глубоко потом вдохнуть. (Руки опустили, вздохнули.)
Раз, два — назад прогнуться, (Прогнулись назад.)
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Руки на пояс.)
Дети с палками идут, (Ходьба на месте.)
Ровно палки все несут.
Раз, два, три, четыре!
Палки дружно положили,
Стали бегать и скакать, (Прыжки.)
Ну, довольно, палки взять!
Игра: «Определи возрастную группу по описанию»
Описание: дети делятся на группы по 4-5 человек. У каждой группы набор карточек с описанием.
Задание: прочитать описание возрастной группы и определить ее.
Карточки (См. приложения)
Игра: «Определи возрастную группу по фотографии»
Описание: дети работают в тех же группах. На электронной доске дети видят фотографию человека из определенной возрастной группы, затем каждая группа совещается около минуты и записывает правильный ответ на листе. Слайд 16-21 (см. приложения)
После показа всех слайдов воспитатель называет правильные ответы.
Задание: «Объясни пословицы и поговорки»
Описание: каждая группа получает карточку с пословицами и поговорками, выбирает любые 2 и пытается их объяснить.
Карточки с пословицами и поговорками (См. приложения)
Итог урока:
- Что нового узнали?
- Какие основные возрастные периоды есть у каждого человека? Слайд 22 (см. приложения)
Карточки «Определи возрастную группу по фотографии»
1. Играет сам с собой, учится хватать и сидеть.
|
2. Играет в куклы, говорит, учится писать.
|
3. Ходит в школу, читает, получает паспорт.
|
4. Учится в университете, становится самостоятельным, ищет работу.
|
5. Работает журналистом, готовит кушать, растит ребенка.
|
6. Уходят на пенсию, вяжут носочки, растят внуков.
|
Карточки «Объясни пословицы и поговорки»
- Сколько ни жить, а два раза молоду не быть.
|
- Борода сивая, да душа красивая.
|
- Молодость не кошелек: потеряешь – не найдешь.
|
- Что в молодости посеешь, то в старости пожнешь.
|
- Молодость – пташка, а старость – черепашка.
|
- Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
|
- Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
|
- Горе старит, а радость молодит.
|
- Молодость ушла – не простилась, старость пришла – не поздоровалась.
|
|